Сайт учителя географии Юркиной С.А.

Главная | Регистрация | Вход
Понедельник, 20.05.2024, 01:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [1]
уроки истории [2]
уроки географии [25]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » уроки географии

Урок географии в 6 классе "Ориентирование на местности"

Урок 6. Ориентирование на местности

      Цели урока:

Обучающие:

  • создать условия для формирования представлений о способах ориентирования на местности: по местным признакам и по азимуту;
  • формировать умения в определении сторон горизонта и направлений на плане и карте.

Развивающие:

  • создать условия для развития пространственных представлений, логического мышления, коммуникативных способностей;
  • продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы; умением устанавливать причинно-следственные связи;

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию интереса к предмету, взаимопонимания и сплочённости в совместной деятельности;
  • способствовать воспитанию у учащихся умения слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения;


      Оборудование: компас, таблицы и картины «Ориентирование в пространстве», карточки-задания для групповой практической работы-игры движения по азимуту; компьютер, мультимедийная презентация, интерактивный диск «План и карта».
      Понятийно-категориальный аппарат усвоения: Ориентирование. Азимут. Компас. Стороны горизонта. 
      Способы действий учащихся: определять основные и промежуточные стороны горизонта; уметь ориентироваться по компасу; определять азимут; определять стороны горизонта по Солнцу, звездам и живым ориентирам. 
            Тип урока: урок усвоения нового знания

ХОД УРОКА:

I.Организационный момент – приветствие, число, тема

II.Изучение нового материала

Постановка проблемного вопроса: демонстрация на слайде картины «Витязь на распутье».

У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить свое местоположение, найти верную дорогу. 

Вопрос классу: Что же надо делать?

Вывод: необходимо научиться ориентироваться, то есть определять свое местоположение относительно сторон горизонта

Попробуйте сами назвать тему урока. Учитель при необходимости уточняет: «Ориентирование на местности».

Ориентирование  (запись термина в тетрадь)- умение определять свое местоположение относительно сторон горизонта и других объектов

                  В древности, когда люди еще не знали сторон горизонта, они ориентировались относительно знакомых предметов, оставляли зарубки на деревьях, присматривались к предметам, запоминая обратную дорогу. Этим же способом вы пользуетесь и сегодня, ориентируясь в незнакомой местности. У вас в это время в голове уже имеется мысленная (ментальная) карта знакомой вам территории. Благодаря мысленной карте вы легко находите дорогу и возвращаетесь домой. Чем больше в жизни вы путешествуете, тем лучше ориентируетесь в пространстве. 
      Умение ориентироваться в пространстве — одно из самых важных качеств человека, оно обеспечивает безопасность и сохранение жизни и здоровья людей. Уметь ориентироваться должен каждый человек. При этом важно не просто ориентироваться относительно предметов и объектов, это не всегда надежно — знакомое дерево сломалось, дом могли снести и т. д. Необходимо уметь ориентироваться по сторонам горизонта. 
      Работа с учебником с.34 рис.19

Учитель предлагает вспомнить, что такое горизонт, назвать основные и промежуточные стороны горизонта, определить, что изображено на рисунке 19 на юге, на западе. 
      Слово «ориентир» означает «восток», отсюда и происходит слово «ориентирование». 
      Позднее для ориентирования был изобретен прибор — компас. Простейший магнитный компас был впервые изобретен в Древнем Китае. Компас — это прибор, который служит для определения сторон горизонта и магнитных азимутов. Различают магнитный, механический (гирокомпас), радиокомпас и др. Компасы установлены в самолетах, на кораблях. Они необходимы военным, геологам, летчикам и людям других профессий. Вместе с тем каждый человек должен уметь ориентироваться по компасу. 
   Работа с учебником и компасом

Изучаем, как устроен компас, и по рубрике «Шаг за шагом» определяем, как с ним работать (с. 37 учебника). Намагниченная стрелка компаса с окрашенным (синим) концом всегда направлена на север. По компасу определяют азимут — угол между направлением на север и направлением на любой объект по ходу часовой стрелки. 

Проверим знание сторон горизонта и умение ориентироваться на плоскости. Учитель диктует согласно направлениям ( 2 клетки на восток, 2 – на юго-восток, 2 – на северо-восток и т.д)

img1

Самопроверка (показ слайда)

Работа с рисунком 20 с. 35 учебника

 

  • Покажите стороны горизонта на данной схеме. Укажите размер угла.
  • Как мы можем узнать точное направление сторон горизонта?
  • Укажите величину угла на предмет (помещает условный знак на запад)

Мы с вами определили

Азимут  (запись в тетрадь)– угол между направлением на север и направлением на любой объект по ходу часовой стрелки.
      Далее учитель предлагает практические задания по определению азимута на предметы (рис. 20 учебника). Затем задача усложняется и, разделившись по группам, учащиеся находят азимуты на предметы в кабинете географии, а также      Затем вместе с учащимися учитель обсуждает, как ориентироваться, оказавшись в незнакомой местности днем или ночью, как определять стороны горизонта по Солнцу, звездам и живым ориентирам. 
      В конце урока учитель подводит итоги, учащиеся с помощью учебника делают выводы.

III.Закрепление

выполняют задания 9 , 11 учебника. 

9. Рассмотрите рисунок 22 и определите в каком направлении вы будите возвращаться домой, если в школу вы шли по азимуту 450  а.) на юг б.) на северо-запад в.) на северо-восток   г.) на запад  д.) на юго-запад
11. Давайте представим, что мы находимся на лодках в море. Рассмотрите рисунок 23  и определите в каком направлении движутся ваши лодочки?

IV. Домашнее задание
      1. Изучить § 6.
      2. Ответить на вопросы 1—8.
      3. Выполнить задание 10.

 

 

Категория: уроки географии | Добавил: svetlanayurkina2016 (29.01.2017)
Просмотров: 407
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Сайт учителя географии Юркиной С.А.
Email: svetlana.yurkina2016@yandex.ru